Сегодня дней рождений нет


 


Lobbying.Ru Лоббистские кампании. Отрасль 'Табак'. Кампания 'Введение единой минимальной цены на сигареты'

Лоббистская кампания | Кампания 'Введение единой минимальной цены на сигареты'

Краткое описание:

История вопроса. Понятие минимальной розничной цены установлено  ст. 13 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".  Требования, касающиеся минимальной розничной цены, вступили в силу с 1 января 2014 года (ч. 2 ст. 25 ФЗ от 23.02.2013 N 15-ФЗ). Норма закона гласит, что меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции (ст. 13 ФЗ от 23.02.2013 N 15-ФЗ), которая представляет собой цену, ниже которой пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Минимальная розничная цена = 75% от максимальной розничной цены (ч. 3 ст.  13 15-ФЗ). Постановление кабинета министров от 18 марта 2014 года № 200 наделяет Министерство финансов РФ полномочием по определению порядка опубликования минимальных розничных цен табачной продукции.
Депутат Виктор Звагельский выступил с инициативой ввести минимальную цену на пачку сигарет одновременно с министром здравоохранения Вероникой Скворцовой. Различия их предложений - в размере минимальной цены. Если Виктор Звагельский предлагает постепенно поднимать планку, то министр настаивает на радикальном повышении цены, приближенной к европейскому уровню. Законопроект депутата в большей степени отражает интересы транснациональных табачных компаний.

Справка. За пять лет цена самой дешевой пачки сигарет выросла в 10 раз. По состоянию на середину 2014 года она составляет 39 руб. , в 2015году из-за роста акцизов ее стоимость увеличится до 43 руб. Сигареты дешевле 55 руб. занимают около 60-65% рынка, в некоторых регионах — до 85% . Доля международных компаний на российском рынке составляет 90% . Спрос на российскую продукцию связан с более низкой стоимостью, обусловленной следующими факторами:
 отечественные предприятия не уплачивают лицензионные вознаграждения (роялти), т.к. являются правообладателями торговых марок;
 в стоимости табачной продукции, выпускаемой зарубежными компаниями, значительно выше доля непроизводственных затрат: содержание штатов сотрудников в штаб-квартирах, оплата услуг привлекаемых консультантов, затраты на маркетинг и рекламу;
 российские предприятия расположены в некрупных городах, где стоимость аренды и размер производственных затрат ниже, чем в крупных городах;
 табачное сырье, используемое российскими производителями приобретается преимущественно в Средней Азии и является более дешевым. 

Дата и описание важного события: в мае 2014 г. зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский направил в правительство на рассмотрение (нулевое чтение) законопроект, который предполагает внесение изменений в Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», с предложением увеличения минимальной цены на сигареты. После получения замечаний законопроект будет доработан и внесен в Госдуму .
Цитата Виктора Звагельского: «Предварительно общение с рядом министерств и ведомств у нас было. Насколько мне известно Министерство финансов в принципе поддерживает это нововведение. Мне кажется, что именно это министерство будет главенствовать с точки зрения подготовки консолидированного отзыва. Я думаю, что проблемы могут быть со стороны Министерства здравоохранения, потому что они говорят о том, что надо обязательно вводить минимальную цену, но она должна быть в пределах 155 рублей. Опять же должно быть какое-то здравое зерно. Если мы очень сильно поднимем цену, это не значит, что завтра все бросят курить. Поднимая цену, поднимая акцизы и не сбалансировано это делая, мы будем толкать, к сожалению, большинство доморощенных производителей именно на производство контрафакта. И с ним очень тяжело будет бороться» .

Суть законопроекта: Виктор Звагельский предлагает ежегодно пересматривать минимальные цены на сигареты по мере изменения акциза и индексировать их вместе с инфляцией. Законопроект запрещает производство сигарет с ценой ниже 55 руб с 1 января 2015 г.  Одновременно предлагается запретить продажи сигарет в упаковке более чем 20 штук. Законопроектом предусмотрено и наказание нарушителей: для граждан – 15 т.руб, должностных лиц – 150 т.руб или дисквалификация на срок до 3 лет, для юр.лиц – 300 т.руб .
Цитата Виктора Звагельского: «Смысл заключается в том, что минимальная розничная цена на сегодня государством уже установлена, но она не скорректирована. Минимальная розничная цена сегодня рассчитывается как 75% от максимальной розничной цены, поэтому сегодня основное, для чего это в свое время делалось, чтобы скорректировать минимальную цену и сделать ее правильной, не работает… Когда мы говорим о каком-то ценовом диапазоне, не то, что производители сами думают, какую бы им поставить максимальную цену, чтобы была правильная минимальная, каждый варьирует, как хочет. Мы это сделали сегодня по аналогии с тем, как это работает в алкоголе, минимальная цена, которая определяется в размере определенного количества рублей дает возможность четко определять и понимать, какая должна быть минимальная цена, и корректировать ее отдельным постановлением правительства в зависимости от инфляционной составляющей. Все очень просто... Мы говорим о цене в 55 руб., которая является, с одной стороны, абсолютно доступной для рядового потребителя, с другой стороны, она не дает возможность демпинговать на рынке тем производителям, которые бьют себя в грудь и говорят, что они за снижение потребления курения, но продают сигареты ниже любых установленных нормативов, устанавливая для себя максимальные розничные цены». 
Виктор Звагельский отмечает, что новый порядок, делая сигареты менее доступными, полностью соответствует «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 годы», принятой правительством в августе 2010 г. 

Последствия для отрасли: Объем российского табачного рынка продолжает сокращаться из-за повышения цен на сигареты, во многом вызванные ростом акцизов на табак. Законопроект Виктора Звагельского не способствует развитию конкуренции, т.к. с рынка вытесняется дешевая продукция.
По подсчетам «БАТ Россия », если законопроект отклонят, к 2018 году пачка сигарет будет в среднем стоить 66 руб, если его примут, цена увеличится до 82 руб за пачку. После введения минимальной цены потребители низкоценового и среднеценового сегментов перейдут в более дорогой сегмент или переориентируются на черный рынок . 
Резкое повышение минимальной цены крайне негативно отразится на российских табачных предприятиях  и транснациональной Imperial Tobacco Group , ориентированных на низкоценовой сегмент. Некоторые игроки (напр., Погарская фабрика , Усманская табачная фабрика ) могут покинуть рынок. Под удар подпадет около 20% рынка в натуральном выражении . 
Следовательно, при введении минимальных цен выиграют те компании, у которых основной оборот приходится на марки в высоком и среднем ценовых сегментах . Транснациональные табачные компании Philip Morris и Japan Tobacco International (JTI) смогут упрочить свои позиции на российском рынке.

Расстановка сил в правительстве.
«За» - Минфин, Минздрав, Минсельхоз, Минюст концептуально поддерживают законопроект. При этом первые 2 министерства имеют наиболее существенные замечания. Минфин считает нецелесообразным наделение его полномочиями по утверждению и индексации минимальных розничных цен на табачные изделия. В Минздраве полагают, что повышение цен на табак и табачные изделия должно осуществляться посредством увеличения налогов, а не установлением минимальной розничной цены. Минздрав предлагает создать условия для формирования минимальной цены на сигареты и папиросы: с 1 апреля 2015 года – от 100 руб. за пачку, а в 2016 году – от 120 руб. Министерства предлагают обосновать предлагаемый размер минимальной розничной цены, добавить прогноз и анализ социально-экономических, финансовых и и ных последствий реализации предлагаемых решений.
«Против» - Минэкономразвития. Министерство ссылается на ст.193 НК РФ, которая предусматривает поэтапное увеличение ставок акцизов, обеспечивающее повышение цен на табачные изделия (минимальная цена на сигареты и папиросы за счет роста акциза в 2015 году составит около 46 рубю.ю в 2016 году – 56 руб.), что и так снижает их доступность. Вариант, предложенный в законопроекте Виктора Звагельского, министерство считает негативным для отечественных производителей, у которых средняя розничная цена табачной продукции существенно ниже аналогичного показателя продукции иностранных производителей. Минэкономразвития считает действующий механизм простым и прозрачным, его изменение представляется нецелесообразным. Дополнительный довод – более резкое повышение цен способствует росту нелегальной продукции.

Сторонники. Philip Morris, Japan Tobacco International (JTI)
Директор по коммуникациям компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Ирина Жукова: «В случае если будет принято решение ввести минимальные розничные цены на табак, это может стать дополнительным инструментом борьбы с нелегальным перетоком дешевых сигарет из сопредельных государств» .
Директор по коммуникациям JTI Анатолий Верещагин: «Я не знаю реакцию правительства на поправки, но совершенно очевидно, что это еще один шаг в сторону усиления контроля за российским табачным рынком. Подобные инициативы должны быть взвешенными и основываться на четких расчетах, отражающих интересы государства и общества» .
Их поддерживают:
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова считает, что пачка сигарет должна стоить 220 руб. Цитата: «Более 200 рублей, это я могу точно сказать. Мне представляется, где-то около 220 рублей, так это планировалось (в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения). Мы были на это очень настроены, но нам приходится учитывать некие макроэкономические моменты, чтобы, к сожалению, более медленно к этому приходить». 
Глава Роспотребнадзора Анна Попова: «сигареты у нас слишком доступны, чем меньше будет доступность этого зла, тем лучше, и повышение цен на сигареты приведет к снижению числа курильщиков» .
Сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина: «Несмотря на обогащение табачных компаний, мы полностью поддерживаем данную инициативу, именно потому что это способно снизить потребление среди наиболее бедных покупателей, прежде всего женщин и детей» .

Противники. «БАТ Россия », Погарская сигаретно-сигарная фабрика, «Переславль-табак», «Донской табак», ЮТФ и «Усмань-табак», Общество защиты прав потребителей
Директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый: «Сейчас минимальная цена на сигареты рассчитывается очень просто ― по закону пачка не может стоить дешевле 75% указанной на ней цены. Смысла усложнять эту схему мы не видим. Мы всегда выступали против введения единой для всего рынка минимальной цены на сигареты. По опыту работы в других странах мы поняли, что это нерыночный подход, способный дестабилизировать рынок и помешать развитию здоровой конкуренции» . 
Генеральный директор Погарской сигаретно-сигарной фабрики Игорь Моисеев: "Погарская фабрика будет вынуждена уйти с сигаретного рынка, мы станем производить другие табачные изделия, однако серьезно сократим персонал. Введение минимальной цены - это прямое лоббирование интересов лидеров рынка, в частности Philip Morris, чтобы убрать с него компании, работающие в дешевом диапазоне" .
Исполнительный директор «Донского табака» Сергей Романов: «За последние три года 5-8% прежде прозрачного российского табачного рынка ушли в тень, принятие нового законопроекта только усугубит ситуацию» .
Бывший гендиректор табачной ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин: «Административное вмешательство в ценообразование на рынке табака не требуется. Акцизная система в России позволяет весьма надежно прогнозировать уровень цен…Эта мера навредит конкуренции, потому что рынок способен сам регулировать цены. В странах Запада, кстати, тоже периодически пытаются ввести административное регулирование рынка табака. Но такие решения парламента всегда отменяются антимонопольными органами или судами» .
Глава Общества защиты прав потребителей Михаил Анщаков: «Производители импортных сигарет заинтересованы в росте акцизов, ведь в этом случае цена отечественной продукции сравняется с зарубежными аналогами, и тогда наверняка курильщик выберет импорт, поскольку тот качественнее» . 

Дискуссия оппонентов:
Председатель совета директоров ОАО «Погарская сигаретно-сигарная фабрика» Игорь Моисеев: «На сегодняшний день на долю сигарет низкоценового и среднеценового сегментов приходится 60% рынка. После введения минимальных цен эти потребители будут вынуждены перейти в более дорогой сегмент или поддерживать черный рынок. Например, белорусские сигареты, которые продаются у нас нелегально, стоят сейчас порядка 25 рублей, мы продаем «Приму» в акцизах прошлого года с максимальной ценой 32 рубля. Если будет введена минимальная цена в 55 рублей, российские самые дешевые марки будут стоить вдвое дороже и уже не смогут с ними конкурировать». 
Виктор Звагельский считает, что его законопроект не убьет рынок недорогих сигарет. Цитата: «цена в 55 руб. просто ставит производителя недорогих сигарет в конкурентную борьбу с производителями других недорогих сигарет. И здесь, к сожалению, вопрос качества. Недорогие сигареты в одной ценовой категории, части наших российских производителей, не столь востребованы, поэтому единственное, чем они брали — очень дешевым, некачественным и более вредным табаком. Естественно, они бьют тревогу по этому поводу. Это тот редкий случай, когда не стоит гладить по голове отечественных производителей, потому что качество части российских сигарет не подлежит никакому пониманию и с точки зрения тех нормативов, которые установлены международными ассоциациями» .

Ход событий:
В мае 2014 года российские производители (Погарская сигаретно-сигарная фабрика, «Переславль-табак», «Донской табак», ЮТФ и «Усмань-табак») обратились за поддержкой к министру финансов Антону Силуанову: «До нас дошла информация о лоббистских инициативах по изменению расчета минимальных розничных цен на сигареты в интересах транснациональных табачных компаний. Суть предложений заключается в замене текущей формулы минимальной цены, определяемой для каждой торговой марки табачной продукции, на единую минимальную цену, назначаемую для всех марок в административном порядке… Целью введения такого механизма является устранение конкуренции на рынке и его монополизация. Как показывает международный опыт, госрегулирование минимальных цен может привести к разорению и закрытию национальных производителей низкоценовой продукции. Дополнительные ограничения приведут к росту нелегальных производств и контрабанды из стран Таможенного союза и Украины» .
 27 мая 2014 года группа депутатов Госдумы  во главе с Ириной Яровой внесла законопроект  (532153-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» . В случае его принятия один из основных доводов противников законопроекта Виктора Звагельского будет нивелирован. Цитата Ирины Яровой: «Мы преследуем главную цель — сделать невыгодным производство контрафакта, вернуть производство алкогольной и табачной продукции в цивилизованное русло и установить адекватную ответственность за эти преступления» .
В июле 2014 года Министерство финансов выступило с инициативой о резком повышении акциза на табачную продукцию и изменении структуры его уплаты . Комментарий главы Общественного движения за права курильщиков Андрея Лоскутова: «Чем выше стоимость пачки, тем быстрее она будет дорожать с каждым годом, поскольку большая часть налога теперь будет браться в процентах от цены. Подобная система «социальной справедливости», как её стремится представить Минфин, не выдерживает никакой критики» .
В июле 2014 года «Донской табак» подал в арбитражный суд Москвы иск о защите деловой репутации к депутату Госдумы Виктору Звагельскому после его высказываний о низком качестве табака российских производителей. Виктор Звагельский заявил, что предъявление иска, по его мнению, вызвано желанием компании организовать себе саморекламу, «так как на рынке сегодня большинство занимают иностранные производители, которые значительно переигрывают отечественных в продвижении своего товара» .
31 июля 2014 года депутат от ЛДПР Дмитрий Носов внес в Госдуму законопроект, предполагающий повышение акцизов на сигареты почти втрое , до среднего уровня стран европейского региона Всемирной организации здравоохранения — 3 тысячи рублей за тысячу штук на 2015 и 2016 годы, после чего повышать его темпами, превышающими инфляцию. "Повысив акциз, мы получим розничную цену пачки сигарет 100-120 рублей", — говорится материалах к законопроекту .

Цитата Виктора Звагельского о перспективах законопроекта: «Все будет зависеть от того, насколько дружно Правительство нас поддержит. Если не будет дополнительных согласительных комиссий, если Минздрав не будет очень сильно сопротивляться. Я допускаю некое сопротивление со стороны Минпромторга, потому что ведомство наверняка встанет на защиту так называемых отечественных производителей. Хотя большая часть отечественных производителей не против минимальной цены, а есть просто ряд компаний, которые действительно делают очень дешевый товар и далеко не самый качественный, и не секрет, что эти компании при очень низком контрафактном присутствии на российском рынке, все-таки балуются контрафактом. Вот они сегодня развили бурную деятельность. Мы это ожидали, потому что они считают, что в этом случае они станут неконкурентоспособны. И сегодня это забота об отечественном производителе, она конечно очень важна, но в данном случае, мне кажется, что в том, что сейчас происходит это такой щит, которым прикрывается ряд не совсем порядочных производителей, которые простое теряют полулегальный рынок. Поэтому насколько правильно в этом разберется Минпромторг, насколько правильно в этом разберется Министерство экономики будет зависит насколько быстро это будет принято. Если они подойдут к этому достаточно правильно и не формализуют этот вопрос, то, мы надеемся, первое чтение мы пройдем в эту сессию» .


Ключевые статьи:

25 сентября 2014

В Белом доме возразили


Предложение депутата-единоросса установить минимальную розничную цену на сигареты на уровне 55 рублей за пачку не нашло поддержки в кабмине

23 мая 2014

Сигаретам назначают единую минимальную цену


Табачное лобби международных компаний видят в нововведении положительный эффект, а лоббисты российских производителей просят помощи у минфина

23 июля 2013

Цена пачки сигарет вырастет в 2,5 раза


Минздрав подготовил новый законопроект, который увеличивает размер акцизов на табак и штрафы за курение


Время генерации страницы: 0.046970129013062